В 1998 году во время земельных работ на окраине Пизы рабочие обнаружили, что бульдозер врезался во что-то деревянное и сразу вызвали археологов. Осмотрев находку, ученые констатировали, что ковш пробил деревянный корпус древнего корабля. Начавшиеся тут же археологические раскопки продолжались в течение последующих 19 лет, в результате чего удалось обнаружить в общей сложности 30 древних кораблей, а также бесчисленное количество всевозможных артефактов, среди которых рыболовные снасти, керамика, монеты и пр. Эта находка довольно странная, учитывая, что поблизости нет ни моря, ни рек. Однако возраст кораблей очень разный — самые древние были сделаны во втором веке до нашей эра, а самые молодые — в седьмом веке нашей эры.
Содержание
Пиза была крупным портовым городом
Пиза прославилась прежде всего своей башней, построенной в 12 веке, которая уже многие века стремится упасть. Однако мало кто знает, что в Пизе когда-то был крупнейший портом, в результате чего она стала центром морской торговли. Кроме того, из-за удачного расположения в устье реки Арно, впадающей в Лигурийское море, во времена Древнего Рима город был центром кораблестроения.
Во время войн против Карфагена в третьем веке до нашей эры Пиза стала базой римского флота. Порт был известен под названием Portus Pisanus. Впоследствии значение этой гавани возросло еще больше, в результате чего Пиза оставалась морским торговым городом вплоть до 11 века нашей эры.
Пизанская башня и древнеримские корабли — что между ними общего?
Пиза была основана на аллювиальной равнине, то есть равнине, образованной наносным грунтом, принесенный водными потоками рек. Постепенно песок и почва, смытые вниз по течению, откладывались в устьях рек, накапливаясь слой за слоем. Это привело к тому, что береговая линия отступила, и Пиза перестала омываться морем.
В результате затонувшие когда-то корабли оказались на суше. Причем здесь Пизанская башня? Именно из-за этого мягкого наносного грунта она стала наклоняться. Правда, в будущем она может вновь выровняться, о чем мы ранее уже рассказывали.
Почему затонули древние древнеримские корабли?
Итак, участок суши, где были найдены корабли, когда-то был затоплен водой. Но почему все эти суда потерпели крушение? Согласитесь, очень странно, что несколько десятков кораблей затонули в одном и том же месте. По мнению исследователей, виновато во всем наводнение.
Исследование показало, что участок Сан-Россоре, где затонули корабли, находился вдоль древнего канала, соединенного с рукавом реки Серкио на севере. Скорее всего они заходили по реке и каналу в спокойные воды к месту разгрузки.
В то же время известно, что река Арно многократно подвергалась мощным наводнениям в период между вторым веком до нашей эры и седьмым веком нашей эры. То есть как раз в тот период, когда и были затоплены корабли. Очевидно, затапливался и канал, где стояли пришвартованные в канале суда. Теперь это место получило название «Морские Помпеи».
Артефакты с древних затонувших кораблей
Во время наводнений потоки воды приносили в канал огромное количество песка, поэтому корабли были погребены под ним. Благодаря этому они отлично сохранилось, как и все их содержимое. К примеру, один из кораблей был заполнен продуктами. Кроме того, на нем археологи обнаружили скелеты моряков и собаки, которые, очевидно, не успели спастись.
Самый древний из обнаруженных кораблей затонул в начале второго века до нашей эры. К сожалению, он не полностью сохранился, однако по обломку можно понять, что длина корабля составляла около 32 метров, а ширина — 4,5 метра. По мнению исследователей, грузоподъемность судна составляла 42 тонны.
Рядом с обломками корабля археологи обнаружили 300 греко-итальянских амфор. Также было найдено множество свиных лопаток рядом с фрагментами глиняной посуды. Ученые предполагают, что судно второго века перевозило мясо в рассоле. Так как многие предметы быта моряков имели иберийское происхождение, корабль, скорее всего, родом тоже оттуда.
На месте крушения кораблей также было много всевозможных инструментов, таких как долота, молотки, гвозди, заклепки и пр. Скорее всего на канале располагалась верфь, где корабли могли ремонтировать перед тем как отправиться в море.
Самое позднее кораблекрушение, по оценкам ученых, произошло в период между 580 и 640 годами нашей эры. Это была баржа, перевозившая песок. Очевидно, впоследствии канал стал непроходимым из-за большого количества песка. В настоящее время все обнаруженные корабли вместе с их грузами находятся в Музее древних кораблей в Пизе.