Ассоциация «Отечественный софт» обсудила работу отечественной ИТ-индустрии в условиях санкций.
Во встрече, посвященной работе отечественной ИТ-индустрии в условиях внешних ограничений, приняли участие Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Наталья Касперская, председатель правления АРПП «Отечественный софт», Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий, и Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
«Экстренный режим, в котором недавно были приняты нормативные акты в поддержку ИТ-индустрии, свидетельствует о стратегическом значении отрасли для страны. В ближайшее время будут озвучены новые преференции — в частности, обнуление на три года налога на прибыль для компаний отрасли», — сообщил Паршин, открывая встречу. На данный момент на портале госуслуг собрано более 1000 заявок от ИТ-компаний, нуждающихся в поддержке, причем, как заметил Павлов, происходит изменение порядка софинансирования программных разработок: соотношение «гранты и сторонние капиталовложения» сейчас меняется от «50% и 50%» к «80% и 20%».
«Мы в АРПП давно говорили о необходимости замещения ПО отечественными продуктами, а сейчас, перед лицом проблемы обеспечения бесперебойной работы критически важных производств, отступать уже некуда», — отметила Касперская. На сайте ассоциации создан раздел, в котором все заинтересованные компании могут найти российские аналоги зарубежных программ. Паршин обратил внимание на то, что в Едином реестре российских программ сейчас нет пробелов ни в одном из классов ПО и существуют планы по дальнейшему развитию реестра в сторону маркетплейса: «Россия имеет почти полный стек собственного ПО, которое долгое время развивалось в конкурентной среде с продуктами зарубежных вендоров».
Гудков считает, что, хотя уже установленные программы продолжают поддерживаться зарубежными вендорами, надо развивать свое ПО по всем направлениям, особенно в узкопрофессиональных областях. С ним согласен и Павлов: «Мы поддерживаем ускорение вывода на рынок выпадающих решений, особенно таких, как САПР». Проблема замещения, по мнению Гудкова, вполне решаема, поэтому наша задача — за ближайшие один-два года постараться заместить как можно больше ПО, в том числе используя грантовые инструменты фондов и институтов развития.
По словам Касперской, в АРПП приходят запросы из ряда стран, воочию убедившихся в уязвимости западного ПО, что потенциально способствует стимулированию импорта российского ПО за рубеж: «Сегодня у российских разработчиков появилась новая возможность системно продавать ПО, которому, по сути, нет альтернатив в мире».
В Минцифры планируют продолжить работу по поддержке Российского репозитория открытого кода, свободного от санкций. Вместе с тем, как заметила Касперская, необходимо понимать, кто является владельцем ПО — конкретная зарубежная компания или сообщество, поскольку здесь имеются риски, аналогичные таковым при работе с коммерческими программами. «Задача — брать надежное ПО, способное работать в случае отказов в сотрудничестве его реальных хозяев. Надо поддерживать не свободное ПО как таковое, а продукты именно отечественных разработчиков, использующих в том числе и открытое ПО», — подчеркнула она.
Кроме того, была затронута и всегда актуальная для ИТ-индустрии проблема острого дефицита кадров, которая сегодня приобретает новые формы в условиях переформатирования рынка труда, в том числе и на фоне ухода зарубежных компаний. «Никто из айтишников без работы не останется», — заверил Паршин. «Нынешнее положение отличается от ситуации 2014 года: предприятия многих ключевых отраслей продолжают работать на отечественном ПО. Мы должны справиться», — резюмировала Касперская.