Содержание статьи
Художественная подсветка того или иного архитектурного сооружения – это один из лучших способов, сделать объект ярким и запоминающимся. Этот прием активно используют для придания неповторимого имиджа различным коммерческим или общественным сооружениям. С помощью подсветки можно удачно выделить, например, конкретный торговый или развлекательный центр из множества других, что однозначно привлечет большее количество посетителей. В городах, где активно развита туристическая сфера, подсветку применяют для создания эффектных световых композиций в темное время суток, подсветки памятников архитектуры и крупных сооружений. Это может быть как небольшая скульптура, так и фасад старинного дома, который относится к историческим памятникам. Однако наибольшее впечатление, конечно же, производят масштабные строения, например, мосты или небоскребы, чье величие выгодно подчеркивает особая подсветка. Чтобы создать подобную красоту необходимо быть профессионалом в сфере светового дизайна и разбираться в типах подсветки. Также нужно понимать, что под каждый конкретный проект необходимо подбирать разные виды осветительных приборов. В этой статье мы расскажем, какие бывают способы подсветки, дадим советы по выбору архитектурных светильников и рассмотрим их основные типы.
1. Направления архитектурного освещения
Современный образ жизни диктует свои правила для многих сфер нашей жизни. Это коснулось и такой, казалось бы, простой вещи, как архитектурное освещение. Нельзя не заметить, что с тех пор как в начале XIX века подсветка впервые была применена для украшения фасадов зданий, это направление стремительно росло и развивалось. На сегодняшний день это переросло в настоящее искусство, по праву занимающее отдельную нишу в сфере дизайна. На самом деле работа со светом является очень сложной и требует от специалиста высокого уровня профессионализма. Он не только должен обладать пониманием работы со светом и тенью, но и уметь создавать экономически и практически выгодные проекты. На данный момент дизайнеры по свету выделяют три основных направления художественного освещения:
- Освещение фасадов городских строений – используется для создания красивого облика города в ночное время. Если имеется ввиду подсветка различных коммерческих зданий, то помимо эффектного вида преследуется и цель привлечь как можно больше посетителей в заведение. Будь то развлекательный центр или торговая площадка;
- Освещение частных домов, коттеджей, загородных строений – используется не только в том случае, если здание имеет интересную конфигурацию и необычный фасад, чью красоту хотелось бы подчеркнуть хозяину, но и в целях безопасности. Ведь в хорошо освещенный объект злоумышленнику намного труднее проникнуть незамеченным;
- Освещение различных объектов, относящихся к культурному достоянию. Например, статуй, памятников, малых и средних архитектурных форм. Используется для привлечения интереса к тому или иному историческому памятнику и формированию у созерцателя правильного восприятия картины.
Разница между этими направлениями заключается не только в размере объекта и месте его расположения, но и в типах используемых источников света. Например, при организации системы освещения загородных коттеджей предпочтение отдается светодиодным или галогеновым светильникам небольших размеров. Да и в остальных случаях необходимо заботиться не только об эстетике, но и об экономической выгоде ввиду постоянного повышения тарифов на электроэнергию. Поэтому светодиоды постепенно вытесняют обычные лампы.
2. Основные приемы архитектурного освещения
Прежде, чем приступить к рассмотрению различных видов светильников, которые могут быть использованы для организации системы освещения, необходимо разобраться, какие бывают виды архитектурного освещения. В зависимости от типа объекта и желаемого результата, различают 7 способов подсветки:
- Общая или заливающая – используется при необходимости выделить отдельно стоящий объект или сооружение, в том числе крупные памятники культуры, церкви или соборы. Подобный тип подсветки можно реализовать, используя RGB, белые и янтарные прожекторы для художественного освещения зданий. Способ позволяет в полной мере передать значимость и масштабность объекта, а также обеспечить его целостное восприятие. Подсвечивается весь объект полностью и некоторая часть прилегающей территории. Однако необходимо понимать, что при заливающей подсветке, прожекторы устанавливаются непосредственно перед зданием, на некотором удалении от него либо же на столбах и направляются на фасад. Поэтому часть довольно яркого света будет постоянно проступать сквозь его окна, что может приносить значительный дискомфорт. Из-за этого не рекомендуется выбирать подобную систему подсветки для построек, где постоянно находятся люди, например, для гостиниц или крупных офисных центров;
- Локальная подсветка – применяется для выделения какого-либо отдельного элемента или небольшой зоны. Это может быть, например, красивый карниз или балкон, фриз, оконный проем необычной формы или свод. Такой прием призван обратить внимание на эффектные детали, которые в противном случае могут остаться незамеченными. Для реализации такого освещения чаще всего используются настенные светильники небольших размеров и малой мощности, которые крепятся непосредственно вблизи подсвечиваемого объекта. Также могут применяться линейные светодиодные светильники, которые значительно меньше по габаритам, нежели привычные люминесцентные лампы;
- Фоновая или силуэтная подсветка – реализуется с помощью мощных прожекторов заливающего типа, которые устанавливаются перед объектом под определенным углом. Их задача — создать светящийся фон, который станет выгодной основой для эффектного и четкого выделения контуров фасада. Чаще всего такой тип подсветки используется при необходимости подчеркнуть величие и красоту различных замков или театров, зданий с колоннами. Контуры становятся четкими, графичными и ярко выраженными;
- Контурная подсветка – реализуется с помощью светодиодных светильников линейного типа. Из названия ясно, что осветительные приборы устанавливаются по контурам того или иного объекта и выгодно подчеркивают нестандартные силуэты;
- Система «световой фасад» — применяется для подсветки современных многоэтажных бизнес или торговых центров. В принципе, может применяться для любых объектов, чьи фасады выполнены из пластика или стекла. Отличие данной системы заключается в том, что осветительные приборы устанавливаются за стеклом, а их световой поток направляется на оконный проем таким образом, что создается статичный или динамичный эффект. Сами светильники могут быть как монохромными, так и RGB;
- Цветодинамическая подсветка реализуется с помощью управляемых прожекторов, светодиодных линеек, точечных и других светильников. Данная система подсветки может применяться во всех вышеперечисленных типах, то есть быть как заливающей, так и контурной и т.д. Ее отличие заключается в том, что управляемые светильники могут работать на разных режимах – с плавным затуханием и возрастанием яркости, с изменением цветового спектра и синтезом цвета, что позволяет добиться потрясающих эффектов. Такая подсветка широко применяется для создания особого дизайна фонтанов;
- Подсветка в виде цветовой графики – так же создается с помощью управляемых светильников, которые могут менять цвет свечения в зависимости от применяемой яркости. Методом регулировки данного параметра на фасадах зданий создаются интересные цветовые рисунки, которые могут состоять как из сплошных светящихся линий, так и из отдельных точек.
3. Что учесть при разработке системы освещения?
Создание системы освещения того или иного объекта должно начинаться с разработки дизайн-проекта, который не только позволит иметь четкое представление о конечном результате работы, но и рассчитать необходимое количество светильников и подобрать наиболее подходящий тип оборудования. Чтобы создать подсветку, которая действительно сможет эффектно и выразительно подчеркнуть красоту объекта, необходимо учитывать следующие факторы при разработке проекта:
- Расположение объекта и его роль в общей городской картине. Подсветка жилого здания будет значительно отличаться от подсветки развлекательного центра или старинного собора;
- Его размер, фактуру, цвет облицовочных материалов и стиль исполнения. Принадлежность постройки к тому или иному архитектурному стилю по умолчанию определяет и стиль самой системы освещения, которая ни в коем случае не должна ему противоречить;
- Наличие или отсутствие подсветки соседних зданий и сооружений, которая может влиять на результат. Даже блики от самых обычных уличных фонарей могут представлять собой препятствие, которое необходимо умело сгладить;
- Расстояние, с которого предполагается наблюдать объект и углы обзора. Взяв во внимание эти факты, будет возможно создать подсветку, которая в максимально выгодном свете подчеркнет достоинство объекта со всех видимых сторон;
- Возможность установки того или иного типа светильников. Ввиду близкого расположения объекта к тротуару или проезжей части, или другому объекту, не всегда представляется возможным использовать такое оборудование, как, например, прожекторы.
Также необходимо поинтересоваться, существуют ли в вашем городе законы или правила, которые регламентируют порядок и организацию уличной подсветки. К сведению – в Москве в 2008 году был принят и утвержден закон «О концепции единой световой среды города Москвы», который имеет четкие рекомендация и ограничения не только касательно обустройства наружной подсветки, но и размещения наружной рекламы.
Так, далеко не все здания разрешено выделять с помощью заливающей подсветки.
4. Требования к архитектурным светильникам
Так как светильники в большинстве своем расположены перед или на фасаде здания или другого объекта, к ним выдвигаются особые требования:
- Для обеспечения стабильной работы прибора и его защиты от преждевременного выхода из строя, лучше выбирать модели со степенью защиты от влаги не менее IP 65;
- Эксплуатация светильника не должна отличаться особой сложностью или требовать постоянного участия человека. Ведь иногда светильники располагаются на значительной высоте, и постоянно добираться до них, чтобы что-то подправить или отрегулировать может быть опасным;
- Светильники должны обладать достаточной мощностью и яркостью для того, чтобы реализация задуманного проекта удалась в полной мере;
- Немаловажную роль играет и экономическая сторона. Прибор должен потреблять минимальное количество электроэнергии, но при этом отвечать заявленным характеристикам мощности. Достичь такого можно только при использовании дорогостоящего оборудования, стоимость которого изначально, конечно, может оттолкнуть, но при несложных подсчетах экономический эффект станет очевидным;
- Монтаж осветительных приборов так же не должен быть слишком заумным или вызывать какие-либо сложности;
- Если проект предусматривает установку напольных светильников, выбирайте модели с противоударным стеклом;
- Все приборы должны обладать устойчивостью к резким перепадам температур и сохранять работоспособность и постоянство оттенка как при высоких, так и при низких температурах;
- Помимо этого светильники должны быть устойчивыми к механическим воздействиям;
- Долговечность приборов должна исчисляться несколькими годам;
- Возможная цветовая гамма не должна ограничиваться несколькими базовыми оттенками;
- Так же светильник в идеале должен иметь минимальные габариты, чтобы в дневное время суток, когда сам прибор будет видимым, он не портил внешний вид объекта;
- Сравнительно небольшим должен быть и вес прибора, крепление которого является настенным.
5. Параметры светильников
Определяющими параметрами при выборе осветительных приборов является угол их излучения и форма самого луча. В зависимости от значения угла, различают следующие виды светильников:
- У точечных моделей заливающего типа угол свечения достигает показателя 60-120 градусов. Наиболее часто они применяются для подсветки декоративных элементов фасадов, таких как барельефы или художественная лепнина, тумб, пилястр;
- Линейные светильники заливающего типа имеют угол излучения 45-120 градусов. Их целесообразно использовать для выделения архитектурных элементов приличной длины, например молдингов, карнизов, фронтов или контурной подсветки;
- Узконаправленными считаются светильники, имеющие угол освещения 8-45 градусов. Наиболее удачным считается их применение для локальной подсветки вытянутых объектов, не отличающихся значительной шириной. Например, для выделения узких межоконных проемов, величественных колонн или пилястр.
Еще один важным параметром является тип источника питания светильника. Различают следующие возможные варианты:
- Слаботочные или иными словами низковольтные светильники – работают при низких показателях напряжения – 12 или 24 В. Для их стабильной работы и защиты от перегрева необходимо использовать понижающий трансформатор, который будет преобразовывать напряжение от сети до заданных показателей и обеспечивать его постоянство. Слаботочные приборы имеют наибольший эксплуатационный ресурс и могут стабильно работать на протяжении десятка лет. А при постоянном режиме работы, который не превышает 8 часов в день, ресурс может и превысить отметки 10 лет. При использовании такого оборудования необходимо обеспечить особые условия для размещения блока питания, так как он является уязвимым элементом. Это является главным недостатком, так как не всегда возможно закрепить блок питания внутри здания или на его фасаде, как того требуют нормы. Также следует обращать внимание на показатели пыле и влагозащеннности корпуса оборудования;
- Более неприхотливыми и простыми в плане выполнения монтажных работ считаются сетевые светильники, способные работать напрямую от сети 220 В без необходимости преобразования или понижения напряжения. Они требуют лишь подведения источника тока непосредственно к месту своего крепления.
6. Типы архитектурных светильников
Мы уже говорили, что разработка дизайн-проекта системы освещения дает возможность подобрать оптимальные виды светильников под каждую конкретную задачу. В связи с этим существует большое количество самых разных как по способу установки, так и по используемому типу ламп светильников, которые позволят воплотить самые неординарные идеи.
- Для организации наружной подсветки фасадов различных по назначению зданий, прилегающей или отдельной территории, рекламных баннеров или щитов, объектов архитектуры в виде памятников или скульптур и даже фонтанов часто применяются светильники в виде прожекторов на солнечных аккумуляторах;
- Для создания эффектной подсветки контуров объектов сложной конфигурации, для акцентного освещения отдельных деталей фасадов или создания наружной рекламы широко применяется неоновая подсветка;
- Для подсветки высоких объектов наиболее выгодными с экономической точки зрения являются люминесцентные светильники;
- Большой популярностью пользуются светильники на основе светодиодов, которые отличаются экономичностью и разнообразием цветовой гаммы.
В зависимости от способа монтажа светильники могут быть выполнены в виде:
- Наземных столбиков – светодиодных или галогеновых;
- Подвесных светильников на основе светодиодов;
- Неподвижных настенных бра, которые используют для подсветки какой-то конкретной части фасада;
- Встраиваемых в открытый грунт;
- Встраиваемых в фасад здания или другую конструкцию;
- Настенных приборов с возможностью регулировки угла поворота и наклона светового луча.
7. Советы по выбору осветительного оборудования
Многие потребители в целях экономии стараются обойтись без помощи профессионалов и организовать систему подсветки своего объекта самостоятельно. Сразу хотелось бы отметить, что подобным образом реализовать задумку на приемлемом уровне можно лишь на небольших площадях. И то, вы рискуете столкнуться с такими распространенными ошибками, как:
- Образование световых пятен;
- Невыразительность конечной работы в связи с применением светильников с одинаковым оттенком свечения;
- Отсутствие желаемого эффекта восприятия. Ведь ключевой точкой в создании подсветки того или иного объекта, является вовсе не сам объект, а человек, который будет его созерцать.
Если все же вы решились на самостоятельный эксперимент, то советуем придерживаться следующих рекомендаций при выборе светильников:
- Определите его целевое назначение;
- Предпочитаемый тип ламп;
- Оптимальный способ установки или крепления оборудования;
- Конструкцию светильника;
- Необходима ли в данном случае возможность изменения угла наклона светильника? Если да, то выбирайте приборы с подвижным плафоном;
- В зависимости от климата, в котором будет эксплуатироваться оборудование, обращайте внимание на класс влагозащиты;
- Мощность светильника должна быть достаточной для обеспечения необходимого эффекта;
- В зависимости от типа объекта может возникнуть необходимость использования приборов минимального размера, которые не будут портить вид в дневное время суток;
- Выбор того или иного типа светильника должен быть экономически обоснованным;
- Срок службы должен быть достаточным для того, чтобы у вас была возможность на долгое время забыть о необходимости замены вышедшего из строя элемента.
И помните, что грамотно составленная и спланированная система освещения может преподнести любой объект в совершенно новом, более выгодном и интересном свете.