Побочные эффекты технологий виртуальной реальности: что нужно знать?

С момента появления телевизоров до смартфонов прошло мало времени, особенно по меркам развития человеческой цивилизации. Более того, мы и оглянуться не успели, как вошли в эпоху интеллектуальных искусственных систем – нейросети самостоятельно генерируют тексты и изображения, пишут музыку и обыгрывают человека в шахматы и Го. В это трудно поверить, но забастовка гильдий сценаристов и актеров в Голливуде также связана с развитием ИИ, ведь студии намерены отцифровывать изображения актеров второго плана и использовать их в производстве контента. Учитывая происходящее, мало кто удивится возможной заменой компьютерных мониторов на гарнитуры виртуальной реальности. И действительно, зачем сутки на пролет сидеть перед компьютером, когда можно воспользоваться таким умным устройством? Звучит здорово, но какими могут быть последствия подобного перехода?

Побочные эффекты технологий виртуальной реальности: что нужно знать? В ближайшем будущем компьютерные мониторы можно будет заменить на портативные устройства виртуальной реальности. Но хорошая ли это идея? Фото.

В ближайшем будущем компьютерные мониторы можно будет заменить на портативные устройства виртуальной реальности. Но хорошая ли это идея?

Что такое виртуальная реальность?

Когда-то реальность, сгенерированная компьютером, была уделом научной фантастики. В 1950-е годы подобные идеи казались смелыми и мало кто рассматривал их всерьез – популярным культурным образом компьютера была обыкновенная счетная машина, способная манипулировать данными с ранее невообразимыми скоростями. Сегодня же компьютерное моделирование, позволяющее человеку взаимодействовать с искусственной трехмерной (3D) визуальной или другой сенсорной средой никого не удивляет.

Так, современные интерактивные устройства в виде защитных очков, гарнитур, перчаток или скафандров погружают пользователя в компьютерную среду, имитирующую реальность. Если вы читали знаменитый роман китайского фантаста Лю Цысиня «Задача трех тел» или смотрели его экранизацию, то легко представляете себе странный виртуальный мир и аксессуары, позволяющие в него погрузиться.

Что такое виртуальная реальность? Термин «виртуальная реальность» был введен в 1987 году Джароном Ланье, чьи исследования и разработки внесли весомый вклад в эту зарождающуюся индустрию. Фото.

Термин «виртуальная реальность» был введен в 1987 году Джароном Ланье, чьи исследования и разработки внесли весомый вклад в эту зарождающуюся индустрию.

В типичном формате виртуальной реальности пользователь, одетый в шлем со стереоскопическим экраном, просматривает анимированные изображения моделируемой среды. Иллюзия “присутствия” создается датчиками, которые улавливают движения и соответствующим образом корректируют изображение на экране в режиме реального времени. Таким образом, мы можем перемещаться по смоделированному набору комнат, полагая, что делаем это просто поворачивая голову. Специальные перчатки, в свою очередь, обеспечивают ощущение прикосновения и позволяют брать в руки и использовать виртуальные (несуществующие) объекты. Магия, не иначе.

Побочные эффекты использования VR-технологий

Учитывая стремительное развитие компьютерных технологий, многие работодатели с энтузиазмом относятся к тому, чтобы отказаться от офисных мониторов и перейти на VR-устройства. Но несмотря на имеющиеся возможности и очевидный прогресс, влияние подобных технологий на здоровье изучено не достаточно хорошо.

Более того, ученые выявили целый ряд побочных эффектов от использования VR-гаджетов – в работе 2022 года перечислены 90 факторов, способных оказать негативное влияние на сотрудников на их рабочих местах. Учитывая полученные результаты, эта же команда в своей следующей работе предложила рекомендации по уменьшению негативных симптомов.

Побочные эффекты использования VR-технологий. Использование VR-технологий сопряжено с множеством побочных эффектов. Фото.

Использование VR-технологий сопряжено с множеством побочных эффектов

Рассмотрев более 350 научных работ, исследователи озвучили основные побочные эффекты использования модных гаджетов, среди которых головная боль, усталость, перенапряжение глаз и боль в шее и плечах. Удивительно, на все эти симпмтомы итак прекрасно знакомы всем, кто работает за компьютером. И все же, природа виртуальной реальности отличается от привычных ПК, так как создает новые возможности для возникновения дискомфорта, например, дезориентации, головокружения, тошноты и повышенной мышечной усталости.

Пользователи могут быть перегружены слишком большим количеством информации, а внезапные или интенсивные источники стресса – например, неожиданные шумы при выступлении перед виртуальной аудиторией – могут ослабить внимание и память, – пишут специалисты.

Более того, существует множество факторов, влияющих на частоту и тяжесть этих побочных эффектов. Некоторые из них непосредственно связаны с содержимым виртуальной среды – например, насколько сложна сцена или как виртуальная реальность воспроизводит движения пользователя. Другие больше зависят от самого пользователя, например, его возраста или того, как долго он погружен в виртуальную симуляцию.

Побочные эффекты использования VR-технологий. Марк Цукерберг в очках виртуальной реальности. Фото.

Марк Цукерберг в очках виртуальной реальности

Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить точную взаимосвязь между побочными эффектами и способствующими им факторами, новое исследование предлагает несколько рекомендаций по смягчению побочных эффектов. Так, исследователи советуют делать регулярные перерывы, не использовать VR более 30 минут за раз и немедленно прекратить использование при появлении любых негативных симптомов.

Почему это важно?

Результаты ранее проведенных исследований показали, что 80% пользователей виртуальной реальности сообщают о легких или серьезных кратковременных побочных эффектах. Симптомы могут затруднить эффективное выполнение основных задач, таких как чтение и написание писем. Тем не менее, несколько технологических гигантов, таких как Meta и Microsoft, продвигают технологию виртуальной реальности как будущее на рабочих местах. Вот только чтобы обезопасить работников, работодателям необходимо лучше понимать негативные побочные эффекты виртуальной реальности.

Почему это важно? Офис будущего может выглядеть примерно так. Фото.

Офис будущего может выглядеть примерно так

Авторы новой работы также отмечают, что необходимы дальнейшие исследования для повышения качества фактических данных. Так, одним из критериев является сбор большего количества информации с помощью физиологических датчиков и моделей машинного обучения. При этом сами ученые не до конца понимают какие именно факторы связаны с конкретными побочными эффектами и то, насколько они связаны.

Мы полагаем, что некоторые характеристики связаны с несколькими побочными эффектами использования VR-технологий, но при взгляде на список симптомов возникает некоторая избыточность, – говорится в статье.

Почему это важно? Исследователи не рекомендуют использовать VR-технологии больше 30 мину за один подход. Фото.

Исследователи не рекомендуют использовать VR-технологии больше 30 мину за один подход

В лучшем случае следование предложенным рекомендациям могло бы снизить риски, связанные с использованием VR-технологий, однако чтобы достоверно оценить имеющиеся риски информации недостаточно. На данный момент ученые только приступают к проведению долгосрочных исследований, так что переход от ПК-мониторов к VR-очкам на рабочем месте, хоть и состоится, но скорее всего не скоро.