Новый генеральный директор компании поклялся вернуть старые добрые времена.
На онлайн-конференции Intel, посвященной подведению итогов за четвертый квартал, обсуждались две основные темы: фактические результаты и возвращение в компанию бывшего технического директора Intel Пата Гелсингера в качестве уже генерального директора.
Гелсингера, который официально возвращается 15 февраля, пригласили занять место рядом с уходящим генеральным директором Бобом Сваном. И хотя конференцию вел Сван, Гелсингер часто вставлял свои замечания, в том числе и излагая собственное видение того, чего ему хотелось бы добиться от Intel. Рассматривались перспективы до 2023 года, когда, судя по всему, компания планирует осуществить переход на 7-нанометровый технологический процесс.
Конечно, всех планов Intel мы не знаем. Гелсингер попросил дать ему время присоединиться к компании, получить подробную информацию о существующем положении дел, после чего пообещал публично изложить свои планы. До этого же он может наслаждаться свободой своего переходного периода и решил в полной мере воспользовался этим.
«Я возвращаюсь в великую компанию, с которой у меня долгая совместная история, – заметил ветеран, 30 лет проработавший в Intel. – Гроув, Мур, Нойс – люди, с которыми я вырос и у которых учился».
Возвращаясь к временам ‘Intel Inside’
По словам Гелсингера, в Intel он будет преследовать четыре основные цели: проектировать и создавать отличные продукты, как самостоятельно, так и совместно с партнерами; проявлять большую гибкость; действовать так, чтобы возродить у клиентов уверенность в Intel и ее цепочке поставок; и восстановить культуру компании. «У нас будут безумные свершения, управляемая данными культура – и перестройка всего этого в рамках компании», – заявил он.
К настоящему времени производственные трудности Intel хорошо известны. Легендарный производственный цикл «тик-так» замедлился, а норма проектирования замерла на уровне 14 нм. Компания бесконечно выпускала одно за другим поколения, которые мало чем отличались друг от друга, предоставив конкурентам время, чтобы догнать себя.
Сейчас Intel пытается перевести процессоры на 10-нанометровую технологию, которая обещает увеличение тактовой частоты и уменьшение энергопотребления. И хотя мобильные чипы Tiger Lake уже выпускаются по 10-нанометровой технологии, анонсированные совсем недавно процессоры для настольных ПК Rocket Lake-S – нет. Кроме того, компания рассматривает возможность аутсорсинга при производстве большей части своих микропроцессоров, что может сказаться как на цене, так и на производительности.
Гелсингер не стал вдаваться в подробности этих решений, поскольку формально он еще не является сотрудником Intel. Однако волен смело говорить о том, чего надеется достичь. «Конечно, мы не заинтересованы в том, чтобы закрывать любые бреши за счет привлечения внешних производителей, а хотели бы восстановить свое безусловное лидерство в технологическом процессе, – подчеркнул он на встрече с аналитиками. – В 2023 году большая часть продуктов Intel должна будет производиться внутри компании. Более подробная информация об этом и о наших планах на 2023 год будет предоставлена после того, как я полностью проанализирую ситуацию и выберу наилучший путь дальнейшего движения вперед».
Гелсингер объявил также о более ощутимом на сегодняшний день призе – переманивании в Intel ключевого конструктора чипов. Он помог вернуть в компанию автора архитектуры Intel ‘Nehalem’ Гленна Хинтона. «Вскоре вы услышите сообщения о возвращении и других ключевых лидеров», – пообещал он.
И наконец, Intel важно сохранить в качестве «национального актива» как Соединенных Штатов, так и всей технологической отрасли. Сван добавил, что компания могла бы взять на себя роль производственного партнера правительства США, если ей поступит такое предложение.
Переориентация на 2023 год?
А между тем, будущее по-прежнему выглядит туманным. По мнению аналитиков, все, над чем планирует работать Хинтон, потребует по крайней мере нескольких лет, что в любом случае уводит нас в 2023 год. О переходе на 10-нанометровую технологию ни Гелсингер, ни Сван даже не упомянули. По словам Свана, 14-нанометровая технология SuperFin запущена уже на трех мощных фабриках, а поставки 10-нанометровых продуктов выросли за год в четыре раза. Intel усовершенствовала свой 7-нанометровый технологический процесс, сгладив те моменты, которые приводили к дефектам производства и задержкам с выпуском продукции.
«Думаю, что Гелсингер намеренно устанавливает для себя довольно низкую планку и старается выиграть время, – заметил главный аналитик Moor Insights Пат Мурхед. – Следующие два года пройдут под знаком внутреннего производства по 10-нанометровой технологии и привлечения внешних производителей».
Гелсингер поддержал сделанные ранее Сваном заявления о привлечении Intel внешних производителей оборудования. Компания привержена «инновациям, которые постоянно занимают лидирующие позиции в отрасли». И иногда это происходит за пределами компании.
Поставщик дешевых чипов?
Финансовые результаты Intel, неожиданно опубликованные перед началом конференции, нарисовали интересную картину траектории чипов Intel. Объемы продаж ПК выросли на 33%, а ноутбуков – на 30%, но средняя цена ноутбуков при этом снизилась на 15%. Руководство Intel ожидает, что спрос в первом квартале сохранится, чему будут способствовать устройства с так называемыми «маленькими ядрами». Так в Intel называют недорогие чипы, предназначенные, по словам финансового директора компании Джорджа Дэвиса, в первую очередь для хромбуков и образовательного рынка. Как указал Дэвис, в течение большей части 2019-го и 2020 года Intel не могла выйти на этот рынок из-за дефицита процессоров и вынуждена была сосредоточиться на продаже премиальных продуктов.
Имея в своем распоряжении больше мощностей, Intel сможет увеличить объемы – той же стратегии поставщики микросхем DRAM и другого стандартного оборудования следуют при производстве продуктов, продаваемых с небольшой маржой. AMD в условиях ограниченных производственных мощностей придерживалась аналогичного подхода, делая упор на дорогостоящие процессоры старшего класса.
Таким образом, наиболее вероятной целью Гелсингера может стать решение производственных проблем Intel и проектирование премиальных, высокопроизводительных чипов. Звучит знакомо для тех, кто следил за Intel еще в то время, когда Гелсингер работал там в конце 1990-х годов. Удастся ли ему вернуть старые добрые времена? Ближайшие несколько лет покажут.