SAP рассчитывает, что RPA поможет справиться с дефицитом программистов

SAP рассчитывает, что RPA поможет справиться с дефицитом программистов

На ежегодной конференции для разработчиков компания SAP в надежде привлечь разработчиков к своей платформе представила не одну, а сразу три новых технологии автоматизации.

В мире сегодня наблюдается острая нехватка программистов, которые могли бы удовлетворить растущий спрос на бизнес-приложения.

Предприятия вынуждены дополнять имеющиеся у них группы разработки приложений другими ресурсами, оснащая основные бизнес-подразделения платформами разработки, позволяющими обойтись написанием минимального объема программного кода или даже вовсе исключить его, и инструментами роботизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA), которые могут взять на себя часть рабочей нагрузки по программированию.

Ситуация особенно сложна для предприятий, сделавших ставку на системы SAP, поскольку необходимость повторного развертывания унаследованных приложений R/3 в облаке на платформе SAP S/4HANA отрывает разработчиков от создания нового функционала.

Теперь у SAP есть на это ответ, а точнее, даже три ответа, которые были представлены в форме SAP Cloud Platform Extensions на конференции для разработчиков TechEd, проходившей в декабре 2020 года. К трем новым инструментам автоматизации процессов относятся: SAP Cloud Platform Workflow Management для автоматизации корпоративных рабочих процессов с минимальным написанием программного кода, в том числе и для связи платформ ERP и Qualtrics; SAP Ruum для бизнес-пользователей, которые автоматизируют процессы своих подразделений и не обладают навыками программирования; и инструмент SAP Intelligent Robotic Process Automation 2. 0, ограниченная версия которого с января 2021 года будет включена во все варианты подписки S/4HANA Cloud.

В середине 2018 года компания SAP выпустила первую версию своего интеллектуального инструментария RPA, а в ноябре 2020 года приобрела небольшого французского поставщика программного обеспечения RPA Contextor. При этом она не представлена в пространстве RPA так же широко, как, скажем, компания Microsoft, которая еще в 2016 году начала поставлять свой инструмент Power Automate, предлагавшийся тогда под названием Flow. Некоторыми его функциями обладатели лицензий на Office 365 могли воспользоваться бесплатно.

«Microsoft Power Platform стала катализатором развития средств разработки, позволяющих обойтись написанием минимального объема программного кода, – указал главный аналитик компании Futurum Research Дэниел Ньюман. – Отрадно видеть, что и SAP теперь прикладывает все больше усилий к созданию новых средств RPA и инструментов low-code».

Тормоз инноваций

Одна из проблем SAP заключается в том, что ведущие поставщики средств RPA – UiPath, Blue Prism и Automation Anywhere – получают огромные доходы от интеграции с ее программным обеспечением, а боты, использующие их инструменты в ходе решения актуальных бизнес-задач предприятий, становятся еще одной частью унаследованного кода, стоящего на пути инноваций.

По словам вице-президента и главного аналитика Forrester Крейга ле Клера, это может иметь негативные последствия как для предприятий, мешая им трансформировать свои процессы, так и для SAP, значительная часть доходов которой связана с миграцией и переходом на S/4HANA.

Если в начале своего становления средства RPA представляли собой способ устранения необходимости повторного выполнения операций человеком за счет автоматизации конкретных задач короткой продолжительности, то теперь они становятся гораздо более мощным инструментом с возможностями настройки, который способен полностью реформировать и трансформировать процесс.

Первые попытки использования RPA вели SAP в неправильном направлении. «Предпринимались попытки создавать собственные решения RPA внутри компании, используя только API, – пояснил ле Клер. – А между тем, весь смысл RPA заключается в интеграции с существующим интерфейсом, существующими приложениями напрямую, как это сделал бы человек. И преимущество такого подхода состоит в том, что вам не нужно создавать API».

Новое предложение компании возвращает ее в нужное русло. «Упрощение процессов внутри SAP хорошо будет воспринято клиентами и корпоративными пользователями», – указал Ньюман.

По словам главного аналитика Constellation Research Хольгера Мюллера, возможность «владеть судьбой своей автоматизации» имеет очень важное значение для конечных пользователей.

«Разработчиков сегодня не хватает, – пояснил он. – Поэтому предприятия ищут способы создания корпоративных приложений и удовлетворения потребностей в автоматизации в целом с привлечением бизнес-пользователей, обладающих хотя бы минимальными техническими навыками».

Ле Клер предупреждал о фундаментальных сложностях с возложением на бизнес-пользователей большей ответственности в части проектирования, разработки и автоматизации. С одной стороны, ИТ-директора идут на риск, позволяя осуществлять разработку без надлежащих операционных моделей и управления, а с другой, сотрудники основных подразделений лучше справляются с разработкой функционала, потому что хорошо понимают бизнес. «Исследователи данных должны находиться в бизнес-подразделениях, потому что понимают модель, воспроизводящую бизнес, – подчеркнул он. – Теоретически это так».

Вопросы безопасности

«При внедрении систем RPA у ИТ-подразделений всегда много работы, – отметил Мюллер. – ИТ-директорам необходимо убедиться в том, что эти приложения не порождают вопросов в области безопасности или местонахождения данных».

Существуют и другие аспекты автоматизации и разработки с написанием минимального объема программного кода, на которые ИТ-директорам следует обращать внимание. Помимо безопасности нужно думать о стандартах кодирования и дизайне.

Когда RPA-боты находятся на свободе, вопросы управления паролями уже сами по себе вызывают серьезные опасения. При обращении к важным приложениям они пользуются такими же полномочиями, что и человек. «Описание эффективной политики, препятствующей попаданию соответствующих учетных данных в чужие руки, может занимать до 25 страниц, – предупредил ле Клер. – Безопасные, зашифрованные хранилища учетных сведений – лишь один аспект из множества существующих сегодня».

Возникает вопрос, сколько платформ RPA может позволить себе предприятие.

«Одна из проблем, с которыми столкнется SAP, заключается в том, что у компаний, вероятно, уже имеется два или три решения RPA, – заметил ле Клер. – Будут ли они использовать то, что уже приобрели для четырех разных отделов, которые не имеют ничего общего с SAP, или же купят новое решение и начнут распространять его в рамках всей организации? На этот вопрос придется дать ответ. Рационализация является неотъемлемой частью хорошей операционной модели и стратегии управления, но у большинства организаций есть место по крайней мере для двух платформ автоматизации, отчасти потому, что в продуктах, присутствующих на рынке, реализованы функции либо бэк-офиса, либо фронт-офиса, такие как обслуживание клиентов или автоматизация контактного центра. Таким образом, у компании имеется как минимум одно бэк-офисное и одно фронт-офисное решение RPA».

Платформа RPA SAP может представляться более выигрышной для предприятия, испытывающего серьезную зависимость от платформы ERP. При этом можно немного сэкономить на лицензионных затратах. Считается, что интеграция средств RPA от SAP с основной информационной системой предприятия происходит «внутри» SAP, и дополнительная лицензионная плата за это не взимается.

Хотя решения RPA появились, чтобы восполнить нехватку программистов, все может закончиться тем, что программистов станет еще больше.

«Многие бизнес-пользователи признавались, что их опыт разработки при помощи средств, не требующих написания программного кода или минимизирующих его объем, способствовал тому, что они стали увереннее чувствовать себя и при реализации проектов, предполагающих полноценное написание программного кода», – пояснил Мюллер.