Наверняка вы слышали хотя бы одну историю о том, как человек или группа людей случайно избежали авиакатастрофы, так как по какой-то причине не попали на свой рейс, закончившийся трагедией. Одни люди говорят, что это “Божья воля”, другие называют “проведением” а третьи считают, что это просто случайность. В принципе, в этом действительно нет ничего удивительного, люди иногда опаздывают и на обычные рейсы, которые заканчиваются благополучно. Однако в сети можно найти много информации о том, что на рейсы, которые заканчиваются трагически, гораздо больше отказов от полетов. Люди заранее сдают билеты или просто не садятся на самолет, причем это, якобы, подтверждено статистикой и исследованием, проведенным еще в 50-х годах.
Исследование Джеймса Стаунтона оказалось мифом?
Когда речь заходит о закономерностях, касающихся опозданий на трагические рейсы, всегда в пример приводят вышеупомянутое исследование некоего социолога Джеймса Стаунтона, опубликованное в 1958 году в журнале Journal of Sociology. Исследователь собрал данные более 200 железнодорожных крушений, произошедших в течение 30 лет. При помощи ЭВМ он обнаружил, что поезда, которые закончили свой путь трагически, были в среднем заполнены пассажирами лишь на 61% от общего количества мест.
Если же поездки заканчиваются благополучно, заполненность таких же поездов составляла в среднем 76%. То есть, согласно этой статистике, 15% пассажиров по какой-то причине избегают катастрофы. Но так ли это на самом деле? Никаких данных о социологе Джеймсе Стаунтоне и его исследовании в сети нет. Более того, нет даже никаких упоминаний об этом человеке в прессе тех лет, что очень странно, учитывая какой интерес могла вызвать его работа.
Но кто же такой Джеймс Стаунтон и почему многие известные отечественные и зарубежные издания ссылаются на его исследование? Его упоминает в своем романе “Противостояние” знаменитый писатель Стивен Кинг как якобы действительно существовавшего персонажа. Удивительно, что на это исследование ссылаются некие российские ученые-математики, и согласно их подсчетам, за последние 20 лет от рейсов, закончившихся катастрофой, отказались на 18% больше пассажиров, чем от благополучных полетов.
Например, в 2013 году эту статистику упоминали журналисты “Вестей” в своем репортаже. Но стоит ли говорить, что никакой ссылки на это исследование нет? Отсюда можно сделать вывод, что эта статистика является таким же вымыслом, как и исследование Джеймса Стаунтона.
Во всех катастрофах есть люди, которые ее избежали
Итак, всевозможные доводы в пользу того, что люди массово отказываются от рейсов перед катастрофой, оказались скорее вымыслом, чем правдой. Однако существуют и вполне подтвержденные факты. Ярким тому примером служит крушение самолета Ту-134 под Петрозаводском, произошедшее 20 июня 2011 года. В этой авиакатастрофе в общей сложности погибли 47 человек.
Этим рейсом в Москва-Петрозаводск с пересадкой в Москве должны были лететь ведущие программисты одной крупной компании. Однако рейс Екатеринбург-Москва по какой-то причине задержался. Программисты даже позвонили в “РусЭйр” и договорились, чтобы самолет подождал их 15 минут. Авиакомпания пообещала выполнить просьбу, но в итоге самолет ждать их не стал и вылетел вовремя. Благодаря этому четыре молодых человека остались живы.
Как впоследствии рассказывали сами программисты, никаких предчувствий, видений или чего-либо еще, предвещающего беду, они не чувствовали. Избежать катастрофы им удалось только благодаря случайности.
Разумеется, таких случаев существует много. К примеру, в 2018 году СМИ сообщали о том, что в 2018 году житель Омска со своей девушкой сдали билеты за несколько дней до крушения самолета Ан-148 в аэропорту “Домодедово”.
Аналогичный случай произошел на днях, но уже не с авиарейсом, а туром на подводной лодке к месту крушения «Титаника». 61-летний Крис Браун внес задаток за погружение на подводной лодке Titan. Как мы рассказывали ранее, подводная лодка с туристами на борту в итоге потерялась. Но Крис Браун, в отличие от своего приятеля миллиардера Хэмиша Хардинга, в последний момент отказался от погружения и попросил вернуть деньги.
Правда, этот отказ никак не связан с мистикой или даром предвидения. Мужчина обратил внимание на низкое качество изготовления подводной лодки. К примеру, он заметил, что пилот для управления использовал модифицированный игровой джойстик Logitech. В итоге Крису Брауну удалось избежать беды. Но можно ли все эти и другие подобные случаи назвать проведением или Божьей волей? Каждый может ответить на этот вопрос для себя сам.