Lockheed SR-71, он же “Blackbird” (“Черный дрозд”, или “Черная птица”) является секретным стратегическим разведывательным самолетом США большой дальности, который был построен в первой половине 60-х годов. Несмотря на то, что с момента его разработки прошло уже 60 лет, он по сей день считается самым скоростным реактивным самолетом в мире. Он не был похож ни на один другой реактивный самолет своего времени, и впоследствии не имел аналогов. Но самое интересное, что в его создание большой вклад внес СССР, поставлявший титан для корпуса. Правда, в самом Советском Союзе об этом никто не догадывался, ведь металл, согласно легенде, должен был помочь накормить американцев пиццей.
Самый быстрый реактивный самолет в мире
В конце 50-х начале 60-х годов Америке требовались современные самолеты-разведчики, которые могли бы незамеченными входить в воздушное пространство СССР и преодолевать большие расстояния для сбора информации. Именно с этой целью и началась работа над Lockheed SR-71.
В основе конструкции лежал другой самолет — высотный разведчик Lockheed A-12, разработанный еще в 50-х годах. Его скоростной потенциал на тот момент превосходил все имеющиеся на тот момент аналоги. Однако в процессе разработки он был переработан до неузнаваемости.
Прототип, получивший название R-12, получился гораздо длиннее и тяжелее, чем A-12. одноместная кабина была увеличена, в результате чего стала вмещать двоих человек. Кроме того, «Черный дрозд» получил уникальный футуристический дизайн.
Разумеется, внешний вид был продиктован не какими-то эстетическими соображениями. Сложные формы поверхностей аппарата обеспечивали высокие аэродинамические характеристики на различных скоростях. А из-за схемы, получившей название “бесхвостка”, SR-71 еще больше напоминал космический аппарат.
Ключевой особенностью самолета стали воздухозаборники. Именно благодаря им самолет смог разгоняться до скорости в 3300 км/ч, то есть он в три раза превышал скорость звука. Другие самолеты того времени могли лишь приблизиться к такой скорости, причем только на короткий период времени. Lockheed SR-71 же мог лететь со скоростью 3 маха в течение нескольких часов.
Американский военный самолет из советского титана
Ранее мы рассказывали, что при полете самолета со скоростью звука, перед ним возникает ударная волна, которая его сопровождает в течение всего полета. К слову, именно она является причиной хлопка, который по ошибке называют «переходом самолета на сверхзвук».
Но когда скорость самолета в несколько раз превышает скорость звука, его взаимодействие с атмосферой становится настолько сильным, что он может попросту расплавиться. Чтобы решить эту проблему, американские конструкторы в качестве обшивки корпуса решили использовать титановый сплав. Он позволял снизить вес конструкции, а также обеспечивал прочность и долговечность даже при нагреве до экстремальных температур.
Правда, США пришлось столкнуться с одной проблемой — у них не было титана. Крупнейшим поставщиком руды был Советский Союз. Как мы сказали выше, на дворе стоял 60-ый год, самый разгар холодной войны, поэтому в СССР вряд ли поддержали бы идею американцев создать сверхскоростной и незаметный самолет-разведчик. В результате американскому руководству нужно было убедить СССР, что титан им необходим исключительно в мирных целях. Но для чего?
Согласно одной из версий, американцы просили у СССР руду для изготовления печей для пиццы. То есть американцы убедили руководство Советского Союза в ленивости американского народа. Якобы люди в США настолько ленивы, что не могут приготовить себе пиццу сами. Поэтому им потребовались тысячи печей, чтобы обеспечить народ пиццей.
Правда, существует и более прозаичная версия, согласно которой закупки титана происходили через третьи страны и фиктивные компании. Тем не менее, задача была достигнута и самолет на 92% состоял из титана.
“Русские никогда не подозревали, какой вклад они на самом деле вносят в создание самолета, спешно строящегося для шпионажа за их родиной” — писал в своей книге “Skunk Works” Бен Рич, инженер Lockheed Martin
Самый секретный самолет в мире
Lockheed SR-71 можно назвать не только самым быстрым, но еще и самым секретным самолетом. Долгое время правительство США обеспечивало беспрецедентные меры, чтобы сохранять существование этого самолета в тайне. Пилотов и техников к нему допускали только согласно особому Протоколу допуска.
Прежде чем выкатить самолет из ангара, включалась сирена или подавалась специальная команда, услышав которую, личный состав ложился на землю лицом вниз, клал руки на затылок и закрывал глаза. В таком положении люди были обязаны лежать, пока самолет не взлетит и не скроется из виду. Такая же процедура выполнялась при подлете самолета к посадочной полосе.
Разумеется, съемка самолета долгое время была тоже запрещена. При этом о внешнем виде аппарата и его технических характеристиках намеренно распространялись ложные сведения.
Первый боевой вылет самолет совершил в период Вьетнамской войны в марте 1968 года. Впоследствии именно этот самолет налетал почти 3000 часов и совершил почти 1000 боевых вылетов. С начала 70-х годов вылеты Lockheed SR-71 совершались практически каждый день.
Известно, что перед вьетнамским зенитно-ракетным полком была поставлена задача по уничтожению “Черного дрозда”. Однако несколько пусков ракет не принесли результатов. В результате он стал единственным американским самолетом, который не удалось сбить во время Вьетнамской войны.
SR-71 залетал в разные части мира, в том числе имел два маршрута над территорией Европы. Он пролетал вдоль побережья Норвегии и Кольского полуострова. Также он летел вдоль атлантического побережья Европы, пролетал над акваторией Средиземного моря и заходил в воздушное пространство Черного моря, где осуществлял разворот не снижая скорости.
В 1973 году благодаря этому самолету американцам удалось узнать о готовящемся наступлении Египта во время арабо-израильской войны, в результате чего оно было успешно отражено. В 1976 году самолет поставил абсолютный рекорд скорости, который составил 3529,56 км/ч. По сей день его не удалось преодолеть ни одному другому самолету. История «Черного дрозда», как мы сказали выше, завершилась только в 1998 году, когда он был снят с вооружения США.