В 2020 году цифровые инициативы с применением «умных» технологий помогли адаптироваться к условиям пандемии, считают аналитики.
По данным IDC Worldwide Artificial Intelligence Spending Guide, российский рынок искусственного интеллекта в 2020 году достиг 291 млн долл.
Расходы на решения с применением искусственного интеллекта в коммерческих и государственных организациях выросли на 22,4% по отношению к 2019 году, оставаясь значительными на протяжении всего турбулентного 2020 года.
Цифровые инициативы с применением элементов технологий искусственного интеллекта помогли бизнесу адаптироваться к условиям пандемии СOVID-19, минимизировали участие людей в повседневных операциях и способствовали оптимизации бизнес-процессов. Компании, которые уже использовали технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, расширили список инициатив и ускорили запланированные проекты, а компании, не применяющие эти технологии, смогли увидеть преимущества конкурентов, извлекающих выгоду из интеллектуальных решений.
Финансовый сектор остается крупнейшим потребителем на рынке искусственного интеллекта, внедряя технологии анализа и расследования мошенничества, а также автоматизированного анализа и предотвращения угроз. Инвестиции в создание цифровых помощников росли самыми быстрыми темпами по мере того, как компании применяли возможности искусственного интеллекта в процессах обслуживания клиентов и для автоматизации внутренних и внешних рутинных операций.
Сектор производства как дискретного, так и непрерывного, применяет элементы искусственного интеллекта для автоматизированного профилактического обслуживания и управления качеством часто в проектах, связанных с использованием технологий Интернета вещей. Применение алгоритмов машинного обучения для оптимизации цепочки поставок пока не привлекло больших инвестиций, но в прогнозируемый период до 2024 года эти расходы будут расти в среднем в три раза быстрее, чем рынок в целом.
Обслуживание клиентов, планирование спроса и рекомендации в процессе продаж для онлайн-покупателей стали факторами, стимулирующими расходы организаций розничной и оптовой торговли на искусственный интеллект. Компании розничной торговли инвестируют в такие сценарии применения искусственного интеллекта, как чат-боты, оптимизация цен и цифровые рекомендации товаров, с целью повышения привлечения клиентов и обеспечения доходов в цифровых каналах продаж.
В 2020 году наблюдался значительный рост инвестиций со стороны государственных организаций, который до 2024 года продолжится со средним ежегодным темпом 26,4%. Этот рост будет поддерживать заявленная государственная программа в области развития искусственного интеллекта. Цифровые услуги для граждан и применение искусственного интеллекта для работы инфраструктуры («автономные ИТ») также будут стимулировать приток инвестиций со стороны государственных организаций.
Для сферы здравоохранения технологии искусственного интеллекта стали особенно значимы в условиях пандемии. Заметные результаты от внедрения систем диагностики и лечения, а также цифровых ассистентов для обработки запросов пациентов обеспечивают прочную основу для роста искусственного интеллекта в секторе здравоохранения с со среднегодовым темпом 40% в течение прогнозируемого периода.
Потребности в автоматизации, цифровой трансформации и повышении уровня взаимодействия с клиентами продолжают поддерживать инвестиции в решения с элементами искусственного интеллекта. Компании вкладывали средства в эти направления даже тогда, когда терпели убытки от COVID-19, считает Елена Семеновская, директор по исследованиям IDC в России и СНГ. По ее мнению, заменяя людей или помогая им в ежедневной работе, «умные» решения становятся привлекательнее для внедрения, а развитие технологий будет способствовать демократизации этих решений для компаний всех секторов экономики.
По оценкам IDC, расходы на решения в области искусственного интеллекта продолжат демонстрировать среднегодовой рост на уровне 18,5% до 2024 года. Ожидается, что в 2023 году рынок преодолеет отметку в 500 млн долл., и его объем к 2024 году составит 555,1 млн долл.